4
Книжная выставка
Достоевский Ф. М. Дневник писателя : избранные страницы. – Москва : Современник, 1989.
«Я спросил бы маменьку так: знает ли она, что такое язык, и как она представляет себе, для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли (не объясняя уже, что такое мысль), так сказать, последнее и заключительное слово органического развития. Отсюда ясно, что чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усвоиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчётнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее.
… Понятно, что чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль» (с. 285).
«Достоевский прежде всех других заговорил о жизни, которая может биться под самыми душными формами, о человеческом достоинстве, которое сохраняется при самых невозможных условиях» (с. 22)

«… только Достоевский, способный совмещать в себе «обе бездны – бездну вверху и бездну внизу», мог написать не смешную пародию, но действительную и серьёзную трагедию этой борьбы, которая уже тысячелетия раздирает человеческую душу, - борьбы между отрицанием жизни и её утверждением, между растлением человеческой совести и её просветлением. Он только, переживший эту борьбу и в чистом энтузиазме, с которым создавал «Бедных людей», и в шумном кружке Петрашевского, и в дебрях Сибири, среди каторжником, и в долгом уединении в Европе, мог сказать нам одинаково сильно и «pro» и «contra», без лицемерия «pro» и без суетного тщеславия «contra»» (с. 17).
Розанов В. В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. – М.: Республика, 1996.
На портале Президентской библиотеки доступна книга 1894 года:
Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского: опыт критического комментария В. Розанова. – С.-Петербург: Типо-литография и нотопечатня
С. М. Николаева, 1894.
«Великий психолог предчувствовал своё призвание: тайне человека посвящено всё его творчество. В романах Достоевского нет пейзажей и картин природы. Он изображает только человека и человеческий мир; герои его – люди современной городской цивилизации, выпавшие из природного миропорядка и оторвавшиеся от «живой жизни».

… анализ его не ограничивается индивидуальной психологией: он проникает в психологию социальную – семейную, общественную, народную. Величайшие его прозрения относятся к душе народа, к метапсихическому «всеединству» человечества» (с. 547-548).
Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – Москва : Республика, 1995.
«Тяжкой поступью, с бледным лицом и горящим взглядом, прошёл этот великий каторжник, бряцая цепями, по нашей литературе, и до сих пор она не может опомниться и прийти в себя от его исступлённого шествия. Какие-то ещё не разобранные сигналы показал он на вершинах русского самосознания, какие-то вещие и зловещие слова произнёс он своими опалёнными устами, и мы их теперь без него разгадываем.
… он – трагическая необходимость духа, так что каждый должен переболеть Достоевским и, если можно, его преодолеть» (с. 254).
Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. – Москва : Республика, 1994.
Кирпотин В. Я. Достоевский и Белинский / В. Кирпотин ; [оформление художника Ю. Бажанова]. – 2-е изд., доп. – Москва : Художественная литература, 1976.
Вильмонт Н. Н. Достоевский и Шиллер : заметки русского германиста. – Москва : Советский писатель, 1984.
Федор Достоевский : [сборник] / [сост.
М. В. Кузнецова]. – Москва : Новатор, 1997.
Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников : в 2 томах. Т. 1. – Москва : Художественная литература, 1990.
Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. – Москва : Советский писатель, 1990.
Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. – Саратов : Издательство Саратовского университета, 1975.
Слоним М. Три любви Достоевского. – Москва : Советский писатель, 1991.
Карякин Ю. Ф. Самообман Раскольникова : роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». – Москва : Художественная литература, 1976.
Якушин Н. И.Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве : учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – 3-е изд. – Москва : Русское слово, 2002.
Волгин И. Л. Последний год Достоевского : исторические записки. – 2-е изд., доп. – Москва : Советский писатель, 1991.
Железняк В. С. Последние годы Федора Достоевского. – Вологда : Северо-Западное книжное издательство, 1983.
Волгин И. Л. Родиться в России : Достоевский и современники: жизнь в документах. – Москва : Книга, 1991. – (Писатели о писателях).
Волгин И. Л.: «…смерть Достоевского – независимо от её конкретных причин – озаряется неожиданным многозначительным смыслом.
Он, всю свою жизнь стоявший лицом к лицу с русской революцией, мучившийся её вопросами и отвергавший её ответы, он, пристрастный свидетель совершающегося на его глазах единоборства, вдруг, в самом конце, оказывается невольным участником драмы… В последние его минуты судьба ввергает его… в мир тех жестоких реальностей, которые определили суть русской политической жизни и которые тайно или явно присутствовали на страницах его «дневниковой» и художественной прозы. Пребывающий меж двух огней и опалённый их гибельным жанром, он теперь оказывается меж ними уже не в переносном, а в прямом, физическом смысле…
Беспощадный обличитель социального зла и провозвестник грядущего мирового переустройства, он по самому своему творческому духу был глубоко родственен той всеразрушающей силе, которая вызрела в недрах русской исторической жизни и была готова снести её вековые устои... Он стал духовным предтечей русской революции, явив не только неприятие «лика мира сего», но и призвав к изменению этого лика…
Но, будучи нравственной рефлексией русской революции, он всем своим существом не принимал её самое» (с. 448-449).
Достоевская А. Г. Воспоминания. – Москва : Правда, 1987.
«Восьмого ноября 1866 года – один из знаменательных дней моей жизни: в этот день Фёдор Михайлович сказал мне, что меня любит, и просил быть его женой. С того времени прошло полвека, и все подробности этого дня так ясны в моей памяти, как будто произошли месяц назад.
… Восторг наполнял мою душу, когда я возвращалась от Фёдора Михайловича. Помню, что всю дорогу я почти громко восклицала, забывая о прохожих:
– Боже мой, какое счастье! Неужели это правда? Разве это не сон? Неужели он будет моим мужем?» (с. 92-98)
Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского : материалы для выставки в школе и детской библиотеке. – Москва : Детская литература, 1993.
Федор Михайлович Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. – Москва : Просвещение, 1972.
Ф. М. Достоевский
Избранные сочинения. – Москва : Художественная литература, 1990.
Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. В 15 томах. Том 1. Повести и рассказы, 1846-1847. – Ленинград : Наука, 1988.
Достоевский Ф. М. Бедные люди ; Белые ночи ; Неточка Незванова ; Униженные и оскорблённые / вступительная статья
П. А. Николаева ; художник
И. Глазунов. – Москва : Художественная литература, 1986.
Достоевский Ф. М. Бедные люди : роман. – Москва : Детская литература, 1988.
Достоевский Ф. М. Повести и рассказы. – Москва : Детская литература, 1984.
Достоевский Ф. М. Бесы : роман : в 3 частях :
в 3 томах / [примечания
Л. И. Сараскиной]. – Москва : Московский рабочий, 1993.
Достоевский Ф. М. Идиот. – Москва : АСТ ; Харьков : Фолио, 1991.
Достоевский Ф. М. Униженные и оскорблённые ; Игрок : романы. – Москва : АСТ ; Харьков : Фолио, 1991.
Достоевский Ф. М. Бесы. – Москва : АСТ ; Харьков : Фолио, 1998.
Достоевский Ф. М. Подросток. – Москва : АСТ ; Харьков : Фолио, 1998.
Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. – Москва : АСТ ; Харьков : Фолио, 1998.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website